Каджурахо

Как и многое другое наследие средневековой Индии, храмовый комплекс Каджурахо долгое время находился в забвении. Как и многое другое наследие средневековой Индии, храмовый комплекс Каджурахо был открыт заново британскими исследователями только в середине девятнадцатого века. Как и многое другое наследие средневековой Индии, даже спустя века храмовый комплекс Каджурахо выглядит очень величественно, необычно и привлекательно. Но, в отличие от более ранних архитектурных памятников, Каджурахо датирован приблизительно 9-13 веком нашей эры, что делает его «молодым» по меркам азиатской культуры вообще и индийской культуры в частности. От более чем восьми десятков храмов и многочисленных деревенек, разбросанных вокруг них, до наших дней сохранилось около тридцати храмов. Сейчас все, что находится в непосредственной близости от Каджурахо ориентировано на туристов и только на них. Чем же привлекателен для туристов этот храмовый комплекс, построенный в средние века на весьма и весьма обширной территории?

Во-первых, средневековое искусство Азии вообще, а Индии особенно для европейца практически не известно. Во многом это связано с тем, что средневековье у обывателя ассоциируется прежде всего с развитием европейской архитектуры и культуры, а также усилением влияния Европы во всем мире. Меж тем, девятый век отделяет от эпохи Великих географических открытий несколько столетий, а от завоевания Индии англичанами и того больше. Таким образом, индийская культура средневековья – это уникальный культурный феномен. Достаточно взглянуть на самый большой храм комплекса, Кандарья-Махадева, чтобы осознать насколько отличалась культура Индии от культуры европейской. Кажется, он буквально парит в воздухе.

Еще один атрибут индийской культуры, быть может, привлекающий туристов даже больше, чем все остальное. Знаменитый декор и не менее знаменитые статуи. Многие считают, что с мастерством средневековых индийских скульпторов на том временном отрезке сравниться не может никто. Нельзя не отметить, что это довольно аргументированное, хоть и не бесспорное мнение. Но символом храмового комплекса Каджурахо стали не изящные изображения «нимф индуизма» апсар и не шикарнейшие барельефы, изображающие божеств. Символом индийской средневековой архитектуры и скульптуры вообще, и особенно Каджурахо стали эротические скульптуры и барельефы, названные эротическими исключительно из пуританской морали тех искусствоведов, что были их первыми исследователями.

Читайте также  Золотое кольцо Лапландии